ДРЕВНЯЯ КЕСАРИЯ


Ольга Арнольд Фото Андрея Жданова

Древняя Кесария

Израиль у каждого свой. Для кого-то это земля обетованная, для других — святыня христианства. А для меня в первую очередь — многотысячелетняя история этого небольшого уголка земли и населявших его людей; в свое время я зачитывалась книгами Иосифа Флавия, «Иудейскими древностями» и «Иудейской войной». И вот, приехав в Израиль, мы из Хайфы, где поселились у подруги, на следующий же день направились в Кесарию. Не знаю, как долго шел бы туда караван несколько столетий назад, но и мы не избежали сложностей пути: автобус, на котором мы добирались до железнодорожной станции, застрял на перекрестке, перекрытом демонстрантами. У израильтян свои проблемы, которые сейчас они решают вот так, мирно, а во времена Иосифа Флавия, возможно, случилось бы восстание. Мы в конце концов вырвались из окружения размахивающих флагами людей, а дальше было все просто: электричка, пересадка на другую электричку, автобус… Главное — добрались!
Иосиф Флавий (37 г – 100 г. н.э.) был потрясающим человеком, в одном лице он военачальник и писатель, раб и римский гражданин, многие современники-евреи считали его предателем, хотя немалое число соплеменников он спас, как и драгоценные иудейские святыни. Но в первую очередь он историк, написавший историю еврейского народа, начиная с древнейших времен. Вот что он писал о Кесарии: «На берегу моря Ирод Великий выбрал один заброшенный город под названием Башня Стратона, потому что из него открывался прекрасный вид, и он был достоин того, чтобы прославиться, построил его заново из белого камня, украсил прекрасным царским дворцом и тем показал величие своего духа».
Люди жили здесь давно. Самое древнее поселение на этом месте устроили финикийцы, еще при персах. В эллинистический период Башня Стратона управлялась селевкидами, недолго она принадлежала иудейскому хасмонейскому царству, а потом была захвачена Римом. В 30 г. до н.э. городок был подарен императором Октавианом Августом царю Ироду. Ирод, происхождения отнюдь не царского и даже нечистокровный еврей, был ловким политиком и близким другом Марка Антония, благодаря своим связям в римском сенате он стал царем Иудеи и правил под протекторатом Рима. Падение Марка Антония должно было стать для него катастрофой, но не стало, он сумел подружиться и с Октавианом. Ирод оставил свой след в истории и как царь-строитель, и как тиран и убийца на троне. Впрочем, приписываемая ему резня младенцев в Вифлееме документально не подтверждена, речь о ней идет только в библии, но и без оного он совершил немало злодейств, особенно в последние годы жизни. Как и многие тираны, на склоне лет он стал особенно подозрителен, повсюду ему чудились заговоры. Больше всего от него страдали самые близкие; он приказал казнить троих своих сыновей, причем Антипатр был убит за несколько дней до его смерти.
Но у его жизни была и другая сторона, светлая, недаром Иосиф Флавий относился к нему двояко. Так, когда из-за сильнейшей засухи 25 г. до н.э. был неурожай, а казна совершенно опустела — все уходило на строительство, Ирод приказал собрать все золото во дворце и обменять его в Египте на зерно, таким образом он спас свой народ от голода. И он строил, строил, строил… Почти 10 лет шла реставрация Второго храма в Иерусалиме, фактически он был отстроен заново. И по его приказу была построена Кесария, названная им в часть Октавиана Августа; чтобы отличить ее от других городов с таким же названием, ее часто именовали Кесария Приморская, или, позже, Кесария Палестинская.
Кесария была любимым детищем Ирода. Приближенные отговаривали его от строительства именно здесь — ведь мелководная гавань не могла принимать большие суда, но он настоял на своем. Гавань была искусственно углублена, были возведены волноломы длиной 400 метров из цементных блоков, изготовленных по римской технологии — и Кесария стала крупнейшим портом Средиземноморья. Город был построен по римскому образцу, с параллельными улицами, храмом, первым на востоке театром и жилыми кварталами. Вода поступала в него по акведуку (впоследствии был возведен и второй), в городе были баня и канализация. Рядом с Дворцом (он сейчас называется Дворец на Рифе) был сооружен большой бассейн с пресной водой, возможно, там был рыбный рынок. В Кесарии был также ипподром, где происходили гонки колесниц. Строительство продолжалось 12 лет и было завершено к 10 г. до н.э. Вот как выглядела Кесария в то время: «До гавани простираются городские улицы, отстоящие друг от друга в равномерных расстояниях. Напротив входа в  гавань  стоял  на кургане замечательный по красоте и величине храм Августа, а в этом последнем — его колоссальная статуя, не  уступавшая  по  своему  образцу  олимпийскому Зевсу, равно как и статуя Рима, сделанная по образцу Аргосской  Юноны.  Город Ирод посвятил всей области, гавань  —  мореплавателям,  а  часть  всего  этого творения — кесарю и дал ему имя Кесарии».
Большую часть населения составляли греки, евреев было меньшинство. В городе продолжались античные традиции, в нем жили писатели, ученые и философы, существовали высшие школы, была большая библиотека, сгоревшая при пожаре 600 г. При раскопках в 1961 г. была найдена плита с надписью «Понтий Пилат, префект Иудеи» (сейчас она находится в Музее Израиля в Иерусалиме). Здесь проповедовал апостол Павел, здесь же он был арестован римлянами и отправлен в Рим. Позднее Кесария стала одним из главных христианских церковных центров на востоке.
Именно в Кесарии произошло событие, давшее начало Первой Иудейской войне (66 — 71 г.г.)— некий грек совершил святотатство у ворот синагоги. Вот как писал об этом Иосиф Флавий: «На следующий день, выпавший на субботу, когда иудеи в  полном  сборе были в синагоге, один кесариец-бунтовщик взял горшок, поставил его вверх дном перед самыми дверьми синагоги и принес на нем в жертву птиц.  Этот поступок привел в ярость иудеев, так как в нем  заключалось  издевательство над их законом и осквернение места. Более солидные и спокойные стояли за то, чтобы еще  раз  обратиться  к  властям.  Но  страстная  и  пылкая  молодежь, напротив, горела жаждой борьбы». Вспыхнуло восстание, жестоко подавленное римлянами. В ходе войны в 70 г. римляне взяли Иерусалим, Второй храм был разрушен, а Кесария стала столицей провинции и основной базой римских легионов. Именно в Кесарии Веспасиан был провозглашен императором.
Кесария процветала при власти римлян и особенно в византийский период (324-638 г.г.). А потом пришли арабы. Кесария пала в 640 г., не спасла ее мощная крепостная стена, большинство жителей ее покинуло, и в течение нескольких веков это было заштатное провинциальное поселение. Только в IX в., в связи с развитием морской торговли, город был снова укреплен. Но это не помешало крестоносцам, участникам I крестового похода, в 1101 г. захватить его. Эпоха крестоносцев была для Кесарии неспокойным временем. В 1187 г. ее захватил Саладин, а в 1191 Ричард Львиное Сердце снова вернул ее христианам. В 1220-м году арабы опять взяли Кесарию штурмом и разорили. В 1251 году в ходе уже VII крестового похода город  был восстановлен Людовиком IX Святым. Но всего через несколько лет, в 1265 г. египетские мамлюки под руководством султана Бейбарса полностью разрушили Кесарию, фактически стерев ее с лица земли.
Несколько веков место, где когда-то стоял славный город, пустовало, только в конце XIX в. там возникло бедное поселение беженцев — боснийцев. В 1940 г. к югу от развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям, якобы рыболовецкий, но на самом деле перевозивший на землю обетованную нелегальных иммигрантов, и патроны там тоже вроде изготовляли. Сейчас этот многопрофильный кибуц более чем процветает, в нем даже есть два музея, в том числе музей древностей, где экспонируются артефакты из Кесарии. В 1947 г. в нескольких километрах от археологического памятника был основан новый современный город Кесария, а там, где находятся руины древнего город, организован Национальный Парк Кесария.
Первые археологические работы здесь были начаты еще в 1873 г. , а к регулярным раскопкам приступили в 1947 г.. Сейчас здесь работают исследователи из Управления древностей и Хайфского университета, а также зарубежные ученые. Благодаря Фонду Ротшильда идет реставрация гавани времён Ирода. Археологи трудятся здесь постоянно, ведь на сегодняшний день обнаружено не более шести процентов сокровищ Кесарии, всё остальное пока погребено под песчаными дюнами и холмами.
В восстановленном театре идут представления, посетители национального парка могут видеть уже не просто обломки колонн (коринфские капители потрясающе красивы!), но и скульптуры, общественный фонтан (нимфеум) времен царя Ирода Великого, рынок крестоносцев, великолепные мозаики (особенно известна мозаика птиц византийского периода) и много чего еще. Вид на гавань столь же красив, как и две тысячи лет назад. На руинах портовых сооружений сидят рыболовы с удочками, судя по всему, они просто медитируют. В местной галерее продаются не арабские поделки, а настоящие предметы искусства. Здесь какой-то особый воздух — может быть, он просто морской, а может быть, это дух самой истории.

Цитаты в тексте взяты из книги «Иудейская война» Иосифа Флавия.